TeplitsaPRO
Ни одной. Ни одной некоммерческой организации или общественной инициативы нет в т.н. "белом списке" Минкомсвязи (https://digital.gov.ru/uploaded/files/perechen-k-prikazu-148.pdf). Т.е. РИА ФАН или сайт музея-заповедника "Бородинское поле" – это социально-значимые информационные ресурсы, востребованные в эту сложную минуту, а десятки тысяч организаций, спасающих людей по всей стране – это так, фигня. Как говорится, все, что нужно знать о восприятии "социально-значимого" российскими чиновниками.
Сейчас, конечно, важно не поддаться на то, чтобы пытаться попасть в "белый список" или пытаться его увеличить, придавая этому эксперименту (официальные документы подчеркивают, что это именно "эксперимент") легитимности. Весь интернет в его свободе, бесконечности и генеративности (способности производить принципиально новые идеи и решения) – это социально-значимый ресурс. И он стоит денег. Небольших, но стоит.
Почему "белые списки" – это плохая идея?
1. белые списки нарушают т.н. "сетевой нейтралитет" (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%B9_%D0%BD%D0%B5%D0%B9%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%82), т.е. принцип, по которому провайдеры телекоммуникационных услуг не отдают предпочтения одному целевому предназначению перед другим или одним классам приложений. За сетевой нейтралитет боролись годами. Сейчас же его планируется грубо нарушить – 391 сайт, которым отдается предпочтение со стороны провайдеров.
Самое интересное, что против нейтралитета выступали провайдеры, а сейчас они могут стать жертвами. Потому что если доступ к этим сайтам бесплатен для пользователей, у которых отключили интернет, то он перекладывается на провайдеров.
На данный момент в эксперименте "добровольно" участвует 5 крупных федеральных провайдеров. Будучи в той или иной степени аффилированы с государством, они, наверное, издержки смогут переварить, а вот небольшим региональным и муниципальным провайдерам будет не так весело.
2. А возможно, провайдеры решат перенести издержки на тех, кто платит за интернет исправно. В этом случае вместо всеобщего блага подобный эксперимент превратит Интернет в еще один элемент социальной стратификации – плебсу – Вконташа, Одноклассники и Комсомолочка, а патрициям – и Фейсбук, а может быть даже Телеграм с Протонмейлом, да и Медуза с Новой газетой не в белом списке.
3. Белые списки вместе с еще одним нововведением "предустановленным ПО" открывают врата ада к цензурированию по белым спискам в любой непонятной ситуации. Рубль вырос, нефть упала – работает только белый список сайтов. Читайте книги, следите за спортом, а в Яндексе найдется все, что разрешат товарищи в одинаковой одежде. Хочется поменять конституцию, но люди против – вот вам белый список, слушайте песню "валенки" (но в бесплатном интернете нет пока стриминга).
В приказе написано, что это "эксперимент". У эксперимента есть критерии того, эксперимент удался или нет. Но в приказе этого нет. Или это такой эксперимент как в анекдоте:
"– Ребе, все куры сдохли.
– Жалко, у меня было еще столько идей…"